В конце ХIX века, когда всё больше русских людей стало приезжать на лечение в курортные города Германии, встал вопрос о сооружении в этих местах православных храмов. Ежегодное число
русских пациентов в Бад-Наугейме в начале ХХ века составило 2,5 тыс. человек. В 1902 году по благословению митрополита Петербургского Иннокентия был создан Иннокентиевский комитет для сбора средств
на постройку храма в Бад-Наугейме. Позже епископ Иннокентий был переведён на Тамбовскую кафедру, но продолжал возглавлять комитет.По первоначальному замыслу русский храм должен был быть возведён
прямо в курортном парке рядом со зданием центральной лечебницы.Волнения 1905 года на Родине помешали дальнейшему сбору средств. Поэтому комитет решил временно снимать у города пустующую Рейнгардскую
церковь в центре города ( Reinhardskirche ). Этот древнейший храм Бад-Наугейма был воздвигнут в 1732/33 г. по приказу ганаусского графа Иоганна Рейнгарда IIСI, владевшего тогда городом, и по замыслу
архитектора Христиана Германна в типичном местном стиле " зального " храма позднего барокко.О 500 - летней принадлежности Бад-Наугейма графству Ганау свидетельствует ганаусский герб над входом в
храм, а также название улицы-Reinhardstraße. Построенный в протестантской местности храм до 1825г. служил протестантской кирхой. С 1868 по 1905 г. храмом пользовалась местная католическая община, а с
1905 г. - православная. 11/24 июля 1905 г. в день святой Ольги протоиерей Алексий Мальцев ( 1854 - 1915 ) служил первую православную литургию в храме. В 1907 г. Свято - Князь - Владимирское Братство
приобрело храм в собственность, который после внутренней перестрой - ки 8 / 21 июля 1908 г. был освящён епископом Кронштадтским Владимиром во имя Св. Иннокентия Иркутского и преп. Серафима Саровского
. Великая княгиня Елисавета Феодоровна прислала телеграмму , в которой выразила свою поддержку этому событию. Епископ Тамбовский Иннокентий пожертвовал храму иконостас из Саровской пустыни , где
после прославления пр. Серафима был сооружён новый храм с новым иконостасом. В 1910 г. импе - ратор Николай II с семьёй посетил храм в Бад Наугейме , о чём повествует памятная доска на западной стене
храма . Тогда императрица Александра Феодоровна и её сестра вел. княгиня Елисавета Феодоровна взяли на себя роль покровительниц храма. Начало Первой Мировой Войны 1914г. положи- ло конец активной
церковной жизни правоСславной общины Бад Наугейма. В тяжких условиях эмиграции в провинциальном Наугейме редко проводились богослужения. Храм окормлялся священником из Визбадена. Во время Второй
Мировой Войны храм служил складом вещей , спасённых от воздушных налётов. Большая часть церковного инвентаря, особенно икон, для спасения от бомбардировок вывезенных из храма, навсегда бесследно
исчезла. После войны, когда в Германии оказалось много беженцев из России, а в Бад Наугейме образовалась и большая греческая колония, с 1945 по 1955 гг.храмом пользовалась русско - греческая община,
Богослужения проводились на церковно-славянском и греческом языках.Об этом периоде напоминает список жертвователей, помещённый в юго - западном углу храма.В 1972 г. Братство провело скромный ремонт
церкви, но ввиду отсутствия прихожан в нём долгое время не совершались богослужения.В начале 90-х годов ввиду изменения политического режима в России и от- крытия границ в Германии вновь оказалось
много русских людей. 26ноября/ /9 декабря 1995 года в день свят. Иннокентия Иркутского храм вновь открылся для верующих. С этого момента в нём проводятся регулярные богослужения.
+
Внутреннее устройство храма.
При входе в храм сразу бросается в глаза неординарность иконостаса. Этот иконостас был создан ещё при жизни преп. Серафима Саровского в начале XIX века в стиле " Ампир ". В 1908г. перевезён в Бад
наугейм из Саровской пустыни, тем самым не разделив страшную участь этой обители, закрытой в 1929г. большевиками и впоследствии ими разрушенной и превращённой в центр разработки ядерного оружия.
Образы Христа, Богородицы и преп. Серафима были написаны уже после 1903г. Иконостас деревянный, однако по вкусу того времени покрытие цоколей имитирует зелёный мрамор. На Царских Вратах верхние
образы Богородицы и архангела Гавриила изображают Благовещение. Снизу - иконы четырёх евангелистов. Над Вратами - голубь, образ Святаго Духа. На северных и южных вратах вместо архангелов или дьяконов
изображены первосвященники Мелхиседек - царь салимский и священник Бога из книги Бытия и Аарон - брат Моисея. В северной части иконостаса - образ Святой Троицы в ветхозаветном виде ангелов -
странников, в южной части - преп. Серафима Саровского. Поскольку у наугеймского храма ( и это довольно необычно ) - два покровителя, рядом установлен киот с иконой Свят.Иннокентия Иркутского, одной
из первых икон, освящённых прямо на мощах Святителя в Иркутске. В дореволюционное время многие посетители жертвовали на храм ценные предметы, часто за исцеление от болезней. Так, три витрины с
иконами - дар княгини Мещерской, иконы св. Ольги, Свт. Николая - дар четы Родиче- вых. Пять колоколов, пожертвованных А.Г.Елисеевым, были отобраны влас- тями в годы Первой Мировой Войны. Многие иконы
привезены в Наугейм в 1995г. из закрывшейся тогда домовой Никольской церкви в Гамбурге, в том числе киоты с иконами Смоленской Божией Матери и Свят. Николая, а так- же икона Преп. Серафима Саровского
- дар Свт. Тихона ( избран патриар- хом в 1918г. ) , служившего литургию в Гамбурге в день Преп. Серафима 2/15 января 1904г.
В задней части храма - исторические фотографии Саровской пустыни и нау- геймского храма.
К храму относится и прицерковный домик XVIIIв. в котором располагалась первая школа Бад Наугейма ( от чего название прилегающей улицы - Schulstraße ). Квартиры в нём сегодня сдаются. Переулок ,
расположенный вдоль северной стены храма, тоже принадлежал участку храма до конца 2001г., когда под давлением властей его пришлось отдать городу. В честь основателя русской церкви в Бад Наугейме он
получил название " Переулок Алексея Мальцева " ( Alexej-Maltzew-Gäßchen ).
+
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ
Революция 1917 года разрушившая вековую государственность России, повлекла за собой тяжёлые последствия для Русской Православной Церкви. Первым следствием большевистского переворота было нарушение
единст- ва Русской Церкви. Множество православных людей оказались овцами без пастырей и требовали скорейшего церковного устроения.
В 1920 году Святейший Патриарх Тихон издал указ за № 362, в котором говорится, что в случае, если епархия окажется вне всякой связи с Высшим Церковным Управлением, епархиальный архиерей входит в
сношение с ар- хиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти. В этом же году в Константинополе оказалась группа архиереев, эвакуированных вместе с военным и
гражданским населением из России. Они, с благословения Патриарха Константинопольского, созвали заграничный собор русских епископов и, ещё не зная об указе Святейшего Патриарха Тихона, образовали
Временное Высшее Церковное Управление Заграницей. Всего же оказалось 34 епископа, отрезанных от Москвы, которые считали необходимым создать высший церковный орган для временного управления
заграничными епархиями.
Собор в Константинополе избрал своим главой митрополита Киевского и Галитцкого Антония (Храповиккого , конч. 1936), старешего иерарха Русской Церкви, бывшего одним из кандидатов в патриархи
Всероссийские. Собор создал свой исполнительный орган - Высшее Церковное Управление Заграницей. В 1921 году этот центр переехал по приглашению Святейшего Патриарха Сербского в Югославиюи и в том же
году созвал I Всезарубежный Русский Церковный Собор, который заседал в Сремских Карловцах в соста- ве ста пятидесяти пяти представителей, избранных во всех районах вне со- ветской России, а также
шестнадцати присутствовавших архиереев. Через год под давлением советского правительства Святейший Патриарх Тихон вынужден был издать распоряжение о закрытии Высшего Церков- ного Управления
Заграницей. Спустя несколько дней после этого Патриарх был арестован. В августе этого же года в Югославии состоялся собор архи- ереев Заграничной Церкви, который постановил патриарший указ выпол-
нить и Высшее Церковное Управление Заграницей упразднить. Но вслед за тем было постановлено на основе распоряжения патриарха Тихона за № 362, что, ввиду невозможности связи с Москвой, необходимо
организо - вать временный Архиерейский Синод Русской Заграничной Церкви. После декларации митрополита Сергия ( Старогородского ) 1927 года Заграничный Синод выразил своё несогласие с ним и
постановил: Заграничная часть Русской Православной Церкви должна прекратить административные сношения с Московской Церковной властью, ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения
её безбожной советской властью...Она не отделяет себя от своей Матери - Церкви и не считает себя автокефальной.
В 60-х годах минувшего столетия протопресвитер Георгий Граббе пи- сал: " Что же скажем мы теперь относительно канонического положения Русской Зарубежной Церкви ? Во-первых, то, что она может
существовать только при условии страшных гонений на Российскую Церковь в СССР со стороны воинствующих безбожников, задавшихся целью совершенно унич- тожить Церковь и всеми мерами стремящихся к этому.
В нормальных усло- виях жизни, повторяем ещё раз, самостоятельное существование части Русской Церкви за границей России было бы невозможно и немыслимо. Да и теперь существованию этому положен предел
- прекращение гонений на Церковь и свобода бытия её в России. Из этого мы делаем вывод, что нали- чие Русской Зарубежной Церкви есть явление временное, обусловленное гонениями на Церковь
Российскую.Явление, если хотите, ненормальное. (Церковная Жизнь, апрель-июнь 1966. Стр.61).
Тем временем Заграничный Синод вёл широкую организационную и миссионерскую работу, и церковная жизнь стала развиваться: создавались новые приходы, строились храмы, возникали духовные шкоы, типографии
и монастыри.
В 1936 году скончался Блажннейший митрополит Антоний, шестнад- цать лет мудро руководивший Заграничною Церковью. Его преемником Заграничный собор архиереев избрал митрополита Анастасия
(Грибановского, сконч. в 1965 г.), одного из членов Всероссийского Собора 1917 - 1918 годов и бывшего члена Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне. Сначала, до советской оккупации,
митрополит Анаста - сий находился в Белграде. Позже, переехав в Австрию , а потом в Швейцарию, владыка Анастасий настойчиво и тактично защищал интересы Заграничной Церкви и её рассеянной
паствы.
В конце 1950 года, когда главная масса беженцев уже переселилась за океан, митрополит Анастасий вместе с Чудотворной Иконой Божией Ма- тери " Знамение" Курской Коренной вылетел в Северную Америку,
где центром Зарубежной Церкви стал Нью - Йорк.
Дальнейшие Архиерейские Соборы собирались в 1956, 1959 и 1962 годах под председательством митрополита Анастасия и продолжали орга- низовывать и укреплять епархии в Южной Америке, Европе и Австралии.
Следующий Архиерейский Собор 1964 года был посвящён избранию нового Первоиерарха, поскольку митрополит Анастасий, ввиду своего преклонного возраста, заявил об отходе от дел. Собор избрал
Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви епископа Брисбенского Филарета ( Вознесенского, сконч. в 1985 году ).
В 1981 году Русская Православная Церковь Заграницей прславила сонм Новомучеников и Исповедников Российских, пострадавших за святую Веру в тяжёлые годы гонений. Через четыре года, после смерти митропо
- лита Филарета, Собор избрал Первоиерархом архиепископа Монреальско- го и Канадского Виталия ( Устинова, сконч. в 2006 году ). После ухода на по- кой последнего в 2001 году Собор епископов избрал
архиепископа Сира - кузского и Троицкого Лавра. Спустя два года под его председательством Архиерейский Собор решил приступить к переговорам о примирении с Русской Православной Церковью на Родине. В
связи с этим в мае 2006 года был созван IV Всезарубежный Собор. Непосредственно по его окончании начался Архиерейский Собор, в начале работы которого Преосвященные архипастыри рассмотрели и утвердили
материалы IV Всезарубежного Со- бора. Затем всесторонне были обсуждены все вопросы, связанные со вза- имоотношениями между Русской Зарубежной Церковью и Московским Пат- риархатом. В связи с этим
Архиерейским Собором было разработано и принято послание, в котором для заграничной паствы было освещено духовное значение процесса примирения, также обсуждался проект Акта о ка- ноническом общении
между двумя частями РПЦ. Этот проект был в прин- ципиальном плане принят и одобрен при необходимости завершения раз- работки некоторых его пунктов. Окончательное же утверждение текста Акта, как и
детали проведения его торжественного подписания, были поручены Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви, одобрившему и утвердившему Акт в сентябре 2006 года.
Священник Серафим Ган,
личный секретарь Первоиерарха
Русской Православной Церкви Заграницей.
+